Оказываем поддержку студентам в Чите
г. Чита, ул. Ленинградская 76, офис 474
Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной
Тема работы: | методы специальной детской психологии |
Предметная область: | Реферат, Психология |
Краткое содержание: | Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 1. Предмет и задачи специальной психологии…………………………….5 2. Методы специальной детской психологии……………………………...9 Заключение……………………………………………………………………….14 Список использованных источников и литературы…………………………..16 |
Описание работы: | Введение Специальная психология представляет собой область психологии, которая изучает проблемы развития лиц с физическими и/или психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания и в особых формах психологического сопровождения. У данного термина присутствует английский корень – special (особый, индивидуальный), который подчеркивает личностную ориентированность данной области психологии, а также ее способность решать различные индивидуальные проблемы конкретного человека. Детская специальная психология является наукой, изучающей проблемы детей с нару¬шениями развития. В научно-педагогических исследованиях специальная психология использует известные педагогические и психологические методы Специальная психология имеет следующие задачи: - изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях; - создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической коррекции недостатков развития; - психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; - психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; - психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; - психологическая коррекция дезадаптации. Данная тема является актуальной, поскольку согласно статистическим данным, количество детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии увеличивается год от года. Этому способствуют неблагоприятные экологические, социально-экономические факторы. Все это привели к ухудшению здоровья детей и взрослых. В современное время распространенность различных форм заболеваний и аномалий развития у детей и подростков достигла степени «статистической нормы», а показатели абсолютного здоровья детей все больше приближаются к «исключению из правил». Таким образом, сегодня специальная психология занимает важное место в подготовке психологов. Целью данного исследования является изучение методов специальной детской психологии. Исходя из цели, формируются следующие задачи: - выявить и рассмотреть предмет и задачи специальной психологии; - определить и рассмотреть методы специальной детской психологии. Гипотеза исследования – специальная психология вносит вклад и в анализ механизмов и структуры дефекта, а также в установление степени выраженности психических нарушений у ребенка, что оказывается важным и при диагностике, и при прогнозировании темпов его дальнейшего развития. 1. Предмет и задачи специальной психологии Специальная психология по праву занимает важное место в подготовке психологов, которые специализируются в сфере детской практической психологии, психологического консультирования и коррекции, поскольку в своей профессиональной деятельности они повседневно взаимодействуют с детьми, которые имеют отклонения в развитии и особенности в поведении. Специальная психология изучает общие закономерности и особенности нарушений развития детей. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие нормы претерпело значительные изменения. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, норма представляет собой не некий усредненный показатель, а наивысшие достижения личности в определенных условиях . Исходя из этого определения, акцент с показателя «нормы» смещен на необходимость создания таких условий, при которых любой ребенок, в том числе с отклонениями в развитии, приобрел бы возможность реализовать свой потенциал. Таким условием для детей с нарушениями в развитии представляет собой активное взаимодействие с профессионально подготовленным взрослым. Итак, в современное время число детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии – увеличивается. Этому способствуют неблагоприятные экологические, социально-экономические факторы. Согласно исследованиям, от 50 до 60% дошкольников имеют различные нервно-психические расстройства . Также, признаки школьной дезадаптации в виде утраты учебной мотивации, нарушений в поведении наблюдаются практически у трети учащихся младших классов. Известно, что медицина должна лечить болезнь, а психология – учить жить с такими детьми, по возможности смягчить состояние «не таких, как все» школьников, которые не могут учиться и развиваться в обычных, традиционных условиях, поскольку нуждаются в системе психолого-педагогической помощи. Данная помощь должна быть ориентирована на особые потребности и направлена на обретение полноценной и достойной жизни в обществе. В связи с вышеизложенным, сегодня профессиональная подготовка специалиста-психолога содержит в себе не только вооружение теоретическими знаниями, но и формирование личностной готовности к работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы в развитии. Таким образом, специальная психология является отраслью психологии, которая изучает психологические особенности детей с нарушениями в развитии. Как целостная область психологии специальная психология была выделена благодаря известному отечественному психологу Л.С. Выготскому. Так, он был первым в мировой психологии, которые выделил общие закономерности психического развития при разных дефектах, в частности при: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. В соответствии с эти стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, которые изолированно друг от друга изучали детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие был внесен такими знаменитыми отечественными учеными, как: Г.Я. Трошин, Л.В. Зан¬ков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соко¬лянский . Объектом изучения специальной психологии являются дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии. Задачами специальной психологии являются : - раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, которые являются общими для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии; - исследование закономерностей развития и проявлений психики, которые являются специфичными для детей с нарушениями в развитии; - изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей; - выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей. Специальная психология своей основной задачей имеет формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, посредством которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций. Данная наука возникла и развивалась как пограничная область знаний, которая тесно связана с психологией, педагогикой и медициной. Специальная психология связана с психологией общими методологическими позициями, общим понятийным аппаратом, а также общими методами изучения психики. Специальная психология в своем развитии основывается на достижениях таких медицинских наук, как: физиология, невропатология и психиатрия. При этом, посредством глубокого учета медицинских данных возможно получение представления о причинах возникновения, структуре и механизмах какого-либо дефекта. Кроме того, это помогает при изучении особенностей психики аномального ребенка. |
Объём работы: | 16 |
Цена: | 304 ₽ |
Уникальность: | 40 % ( antiplagiat.ru ) |
Купить эту работу
Больше не нужно самостоятельно сидеть над учебниками и зубрить материал по своему предмету, поскольку все можно поручить опытным мастерам своего дела, которые точно знают, как именно можно выполнить тот или иной заказ, чтобы преподаватель остался доволен.
Название: ООО 'Дипломы - Чита'
Адрес: г. Чита, ул. Ленинградская 76, офис 474
Телефон: 8(900) 694-43-94
Email: zakaz@chita-diplomy.ru
График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00