Оказываем поддержку студентам в Чите
г. Чита, ул. Ленинградская 76, офис 474
Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной
Тема работы: | Использование исторических источников как средство развития познавательной деятельности подростков в курсе истории России 19 века |
Предметная область: | Статья, Педагогика |
Описание работы: | ВВЕДЕНИЕ Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Всё большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Названная особенность общественного бытия затрагивает и сферу образования. Она предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения. Само информационное пространство, в котором существуют современные подростки, далеко не сводится к границам, очерчиваемыми учебной литературой. Большое воздействие на подростков оказывают телевидение, Интернет, материалы периодической печати и др. В силу отмеченных тенденций Государственные стандарты общего среднего образования и среднего профессионального образования, принятые вначале 21 века, включают в состав важнейших компонентов подготовки подростков, наряду с учебно-познавательной компетентностью, информационно-коммуникативною компетентность. Актуальность проблемы. Учебный предмет «история» обладает чрезвычайно широким информационным пространством, отражающим напластования многих исторических эпох и культур. При этом сами носители исторической информации также разнообразны. Это создает благоприятные условия для развития умений подростков работать с информацией – изучать и анализировать различные источники знаний, самостоятельно извлекать и применять содержащиеся в них сведения. Обращение к историческим источникам способствует развитию познавательного интереса подростков к предмету «история», дает возможность приобрести личный опыт наблюдения и изучения различных свидетельств о жизни и деятельности людей в прошлом. Включение исторических источников в учебный процесс, - использование их в качестве средства развития познавательной деятельности подростков, способствует также развитию эмоционально-ценностной, нравственной сферы личности. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной современной практике. Активность подростков в обучении находит проявление в их отношении к познавательной деятельности. Самостоятельность подростков связана с инициативой в определении объекта, способов деятельности без участия взрослых и помощи со стороны, что требует активности. Поэтому познавательная активность и самостоятельность неразрывны, их трудно обособить. Курсы истории России 19 века, изучаемые подростками, с одной стороны, традиционно насыщены богатой информацией о развитии российского общества 19 века, представленной в разнообразных источниках. С другой стороны, последние часто используются лишь в иллюстративном качестве (что отчасти объясняется объективной сложностью языка материальных памятников и текстов). Таким образом, недостаточно используется их познавательный и развивающий потенциал. Все вышеизложенное предопределило актуальность проблемы. Последняя предусматривает не формальное привлечение исторических источников в учебном процессе, а использование их в качестве средства развития познавательной деятельности подростков, выведения ее на более высокий уровень, способствующий также развитию эмоционально-ценностной, нравственной сферы личности подрастающего поколения. Проблема исследования: развитие познавательной деятельности подростков в процессе изучения исторических источников. Объект исследования: познавательная деятельность подростков в процессе изучения курса истории России 19 века. Предмет исследования: методические пути изучения отечественных исторических источников, способствующие развитию познавательной деятельности подростков. Степень изученности проблемы (историография). В отечественной педагогике основополагающий вклад в исследовании проблем развития познавательной деятельности подростков внесли работы психологов: А.Н. Леонтьева, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной и др. В их трудах раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей школьников и подростков, обоснована возможность и необходимость обучения учеников приемам умственной деятельности, выявлена взаимосвязь обучения, воспитания и развития, разработаны концептуальные положения в формировании познавательной активности и самостоятельности подростков. Дидакты исследовали вопросы развития, активизации учения подростков как в общем контексте разработки принципов, методов и форм обучения (М.Н. Скаткин, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов, И.Т. Огородников, М.А. Данилов, И.Я. Лернер и другие), так и в связи с вопросами развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся, (труды П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой, Л.П. Аристовой, М.И. Махмутова и других). В работах методистов-историков А.И. Стражева, А.И Александрова, Н.Г. Дайри, А.А. Вагина, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруба, А.Т. Кинкулькина, Л.Г. Боголюбова, П.В. Горы, Г.И. Годера, Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, А.Г. Колоскова, Л.Н.Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной и др. освещены отдельные вопросы развития познавательной деятельности подростков в связи с совершенствованием преподавания истории, сформулированы некоторые исходные методические условия работы с историческими документами. Различные аспекты исследуемой проблемы в разные годы рассматривались также в диссертационных исследованиях М.В. Коротковой, Л.Г. Лутковой, Г.А. Прохоровой, И.С. Иванова, В.Н. Петровой, Г.М. Карелиной, Е.А. Приваловой, И.Р. Луцишиной и других. Цель исследования заключается в разработке и апробации методических путей изучения исторических источников как средства развития познавательной деятельности подростков. На основе изучения психолого-педагогической, дидактической, методической, просветительской литературы, обобщения педагогического опыта была определена рабочая гипотеза: последовательное развитие познавательной деятельности подростков при изучении исторических источников будет происходить при условиях: - использования, наряду с учебником тематических комплектов исторических источников, разносторонне раскрывающих историю, культуру России 19 века; - педагогически целесообразного отбора фрагментов исторических источников как средства развития познавательной деятельности подростков (с учетом их возрастных и познавательных возможностей); - поэтапного формирования умений работы с историческими источниками, от изучения фрагмента источника под руководством педагога до самостоятельного анализа источников; - оптимального сочетания разных форм организации совместной учебно-познавательной деятельности подростков, обеспечивающих задачи развивающего обучения; - разработки и использования в учебном процессе комплекса познавательных, творческих задач для работы с историческими источниками. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую, дидактико-методическую литературу с целью выявления научно-педагогических основ развития, активизации познавательной деятельности подростков, подходов к работе с источниками в процессе обучения истории России 19 века; 2) уточнить классификацию исторических источников, используемых в курсе истории России 19 века, определить критерии их отбора, соответствующие целям и задачам исторического образования подростков в современных условиях; 3) определить структуру умений подростков при работе с историческими источниками; 4) разработать методические пути изучения исторических источников в курсах истории России 19 века, способствующие развитию, активизации познавательной деятельности подростков; 5) экспериментально проверить педагогическую эффективность методических путей изучения исторических источников с учетом содержания программного материала, возраста, познавательных возможностей подростков. |
Объём работы: | 07.окт |
Цена: | 825 ₽ |
Уникальность: | 70-85 % ( antiplagiat.ru ) |
Купить эту работу
Больше не нужно самостоятельно сидеть над учебниками и зубрить материал по своему предмету, поскольку все можно поручить опытным мастерам своего дела, которые точно знают, как именно можно выполнить тот или иной заказ, чтобы преподаватель остался доволен.
Название: ООО 'Дипломы - Чита'
Адрес: г. Чита, ул. Ленинградская 76, офис 474
Телефон: 8(900) 694-43-94
Email: zakaz@chita-diplomy.ru
График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00